Этот сайт использует cookie-файлы для улучшения работы с клиентами в соответствии с "Политики обработки персональных данных"
OK

Хотите узнать больше о коже и о кожевенном деле?

В данном разделе у Вас есть уникальная возможность найти ответы на любые свои вопросы о коже, а также об инструментах, фурнитуре, химии и нитках.
Что в справочнике?
В справочнике вы найдёте все полезную информацию
о коже, инструментах и химии, а также мастер-классы
Все о коже
В этом разделе мы собрали для вас всю необходимую информацию о коже: о выделке натуральной кожи, о видах дубления, о разновидностях готовой натуральной кожи

А также тут вы найдёте классификацию кожи для пошива

Традиционные способы выделки можно подразделить на 3 основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи

Сырая кожа
Сырую кожу также называют кожа-сырец или голье — это шкура, которая прошла этап мездрения и золения. В процессе выделки кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Данное свойство кожи использовалось для придания изделиям формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.
Сыромятная кожа
Такую кожу также называют сыромять. Эта кожа прошла слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.
Дубленая кожа
Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление

Хромовое дубление
Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.
Танидное дубление
Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.
Растительное дубление
Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.
Алюминиевое дубление
Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.
Циркониевое дубление
Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.
Титановое дубление
Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.
Жировое дубление
Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.
Синтанное дубление
Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).
Альдегидное дубление
Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.
Комбинированное дубление
Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи по производственному назначению, плюс краткое описание сырья, используемого для ее выработки

Обувная кожа
Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС (крупного рогатого скота) хромового дубления, свиная и конская кожа.
Галантерейная и одежная кожа
Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.
Мебельная и автомобильная кожа
Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.
Шорно-седельная кожа
Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.
Техническая кожа
Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд

Гладкая кожа
Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.
Вареная кожа
Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.
Краст
Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.
Веган
(растительный краст)
Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.
Спилок
Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.
Лаковая кожа
Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.
Велюр
Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.
Натуральная замша
Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.
Лайка
Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.
Наппа
Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.
Напплак
Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.
Нубук
Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.
Чепрак
Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.
Шора
Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.
Юфть
Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.
Шагрень
Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.
Шеврет
Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.
Шевро
Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.
Сафьян
В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.
Пергамент
Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Натуральная кожа, предназначенная для производства потребительских изделий, раскраивается исходя из вида и размера шкуры

Целая кожа
Самый крупный раскрой. Представляет собой всю шкуру после выделки и состоит из двух полукож.
Полукожа
Половина шкуры, разрезанная по хребтовой линии.
Кулат
Шкура с отрезанным воротком.
Вороток
Участок шкуры с шейной части.
Чепрак
Спинная часть шкуры, не имеющая пол и воротка. Является наиболее ценной частью и Может составлять до 55% от площади всей шкуры. Обычно используется для производства ремней, сумок и прочих галантерейных изделий, требующих применения кожи с высокой плотностью.
Крупон
Чепрак, вырезанный в виде прямоугольника.
Огузок
Часть чепрака в районе хвоста.
Лапы
Часть шкуры с лап животного.
Пола
Часть шкуры с ее брюшной стороны.
Пашины
Участки шкуры, прилегающие к лапам с брюшной стороны.
Все кожевенные инструменты
В этом разделе мы собрали для вас всю необходимую информацию о инструментах, которые используются для работы с кожей и ее обработки

Ниже приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника

Рейсфедер
Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.
Роликовый маркер
Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.
Циркуль разметочный
Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.
Канавкорез
Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.
Резак
Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.
Поворотный нож
Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.
Фигурные ножницы
Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.
Пробойник
Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.
Шило
Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.
Игла
При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.
Рубанок
Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.
Фаскорез
Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.
Штамп
Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).
Кардина
Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.
Молоток
Молоток для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.
Полировщик
Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.
Все о химии
В этом разделе мы собрали для вас всю необходимую информацию о химии,
которая используются для работы с кожей и ее обработки

Современная промышленность выпускает широкий ассортимент разнообразной кожевенной химии, представленной специализированными смесями для заготовки и выделки сырья, средствами для заводского, мелкосерийного и домашнего изготовления продукции.

Красители для натуральной кожи
Несмотря на впечатляющее многообразии видов, составов, форм и цветов, все красители для натуральной кожи подразделяются на два основных класса – проникающие и поверхностные.
Проникающие красители обеспечивают более глубокую и устойчивую окраску за счет воздействия не только на внешние, но и на внутренние слои натуральной кожи. При использовании таких средств возможна полная перекраска сырья или готовой продукции в другой цвет. Практически любая натуральная кожа за исключением некоторых экзотических разновидностей может быть подвергнута сквозному окрашиванию вне зависимости от происхождения и вида выделки. Проникающие красители лучше других подходят для придания желаемого цвета натуральной кожи с ярко выраженной фактурой, глубоким тиснением или сложным рельефом. В отличие от поверхностных, такие красители позволяют сохранить рисунок лицевой стороны и не нанести вреда верхнему слою кожи.

Основная масса поверхностных красителей предназначена для устранения царапин, потертостей и прочих эксплуатационных дефектов готовых изделий, либо художественных работ с натуральной кожей, в том числе придания ей сложных визуальных эффектов на этапе производства. Особенность красителей данного типа в том, что они не проникают во внутреннюю структуру кожи, а наносятся исключительно на ее поверхность и после высыхания образуют тонкую пленку, а в некоторых случаях еще и защитный слой из износоустойчивого полимера. К наиболее распространенным поверхностным красителям относятся различные тонировочные средства в аэрозольной упаковке и так называемая "жидкая кожа", которая также классифицируется как реставрационная паста. По сути она представляет собой более густую форму красителя с высокой степенью полимеризации. Поверхностные красители идеально подходят для гладкой кожи, но совершенно непригодны для окрашивания лайки, замши, нубука и любой другой шлифованной кожи, как и для придания цвета ее бахтармяной стороне. Довольно важным является тот факт, что поверхностные красители не подходят и для окрашивания готовой кожи большинства экзотических животных, однако активно применяются на этапах ее ручной выделки. На данном моменте внимание можно не заострять, поскольку такая кожа ценится благодаря своему естественному рисунку и цвету, и в подавляющем большинстве случаев после поступления в продажу в окрашивании не нуждается.

При выборе красителя для натуральной кожи необходимо в первую очередь учитывать то, из какой ее разновидности изготовлен материал или готовое изделие. При использовании красителя, не подходящего конкретному типу кожи, Вы рискуете не просто получить неудовлетворительный результат или испортить внешний вид изделия, но и нанести непоправимый ущерб лицевой поверхности или внутренней структуре кожи.

Следует помнить о том, что красители для натуральной кожи могут давать отличные от цветовой таблицы оттенки в зависимости от количества слоев, техники и интенсивности нанесения, а также вида, фактуры и состояния окрашиваемой кожи. Получаемый цвет и его оттенок следует оценивать посредством пробного окрашивания небольших или ненужных кусков кожи после полного высыхания красителя. Как правило, при перекрашивании целого изделия точный подбор оттенка нужен далеко не всегда, однако обязателен при частичном окрашивании, реставрации или ремонте многих кожаных вещей. Это нередко приводит к необходимости смешивания двух или более красителей одного типа для получения точного совпадения цветового тона. Для этих целей многие производители прилагают к выпускаемым красителям таблицы цветового соответствия, в которых указано в каких пропорциях следует смешивать стандартные цвета для получения промежуточных оттенков.

Также одной из ключевых является классификация красителей по типу их основы – она условно подразделяется на натуральную, минеральную, органическую и синтетическую. В продаже можно встретить множество различных красящих составов на водной, восковой, спиртовой, акриловой, нитро, анилиновой, кислотной или другой специфической основе. В подавляющем большинстве случаев красители на различной основе смешивать между собой или использовать на одном и том же участке кожи нельзя. Тем не менее, существуют и гибридные красящие составы, такие как водно- восковые или полуанилиновые. В отдельных случаях некоторые красители все же допускают последовательное использование определенных разновидностей поверх ранее нанесенных, даже если они имели другую основу.

От химического состава основы во многом зависит и то, для какого типа натуральной кожи предназначен краситель. Практически всегда о его назначении можно узнать из информации, которую производитель разместил на упаковке или в инструкции к своему продукту.

Красители используются не только для реставрации или полного перекрашивания готовых изделий, но и для нанесения узоров и других художественных работ с поверхностью натуральной кожи. Существует целый подкласс красителей, применение которых дает возможность имитировать на поверхности кожаных изделий ряд визуальных и тактильных эффектов, таких как антик, винтаж, патина, металлик, фактура и некоторое количество менее распространенных их разновидностей. Кроме того, для достижения определенных художественных эффектов можно применять различные приемы и техники нанесения красителей, подробно описанные мастерами во многих пошаговых инструкциях и в соответствующих ветках профильных форумов.

Клей для натуральной кожи
Для склеивания изделий и заготовок из натуральной кожи применяются различные жидкие и так называемые контактные клеи в специальной форме. Несмотря на то, что такие клеящие составы сами по себе достаточно универсальны, при пошиве или ремонте одежды, обуви и галантереи из натуральной кожи к ним предъявляются повышенные требования по прочности, эластичности, а также жиро- и влагоустойчивости.
Жидкие клеи являются представителями самой обширной группы и широко применяются при склеивании различных пористых и гибких материалов, таких как кожа или ткань. Жидкие клеи подразделяются на 2 класса – без растворителя и на его основе.

Как правило, клеящие составы без растворителя приготовлены на водной основе и потому не являются водостойкими. Одним из самых популярных представителей данного класса является поливинилацетатный клей (ПВА).

Клеи на основе растворителя обычно имеют в своем составе смолу, каучук, полиуретан, поливинилхлорид и прочие натуральные или синтетические полимеры, растворенные в спирте, ацетоне, метилацетате или другом активном веществе этого класса. Такие клеи особенно хорошо подходят для работы с натуральной кожей, поскольку в процессе склеивания растворитель активно испаряется через склеиваемые поверхности, вследствие чего происходит быстрая полимеризация клеящей основы. Это позволяет уже через несколько часов пользоваться изделием или продолжать непрерывную работу с ним. Наиболее важным свойством клея на основе растворителя является то, что после его высыхания место склейки становится водостойким, прочным и эластичным.

Контактные клеи предназначены специально для склеивания больших площадей, а также поверхностей, через которые растворитель испаряется с трудом. Составы этого класса, как и жидкие клеи на основе растворителей, обеспечивают быстрое и прочное склеивание, обладают достаточной водостойкостью и высокой эластичностью. Благодаря этим свойствам они находят применение при производстве обуви, ремней, сумок и прочих изделий, подверженных в процессе эксплуатации активным деформационным нагрузкам. Контактные клеи нередко можно встретить в продаже в виде спреев – такая форма клеящего состава бывает крайне удобна при проведении определенных работ.
Вспомогательная кожевенная химия
При склеивании изделий из натуральной кожи многие мастера применяют специальные химические средства, такие как протравы, или праймеры. Использование праймеров в качестве пропитки контактных поверхностей непосредственно перед процессом склеивания позволяет клею глубже проникать в структуру кожи, снижая его расход и повышая эффективность склейки.
Продолжая тему праймеров стоит сказать несколько слов о средствах для обезжиривания склеиваемых поверхностей, которые также позволяют удалить излишки клея, остатки старой краски или финишного покрытия. Такие средства подразделяются на универсальные и специальные, предназначенные для определенного материала или узкого спектра работ. Поскольку большая часть составов для обезжиривания содержит различные органические растворители, то перед их использованием крайне желательно убедиться в том, что средства не наносят ущерба поверхности или структуре кожи, а также фурнитуре и элементам декора.

Необходимо упомянуть и о вспомогательных составах для финишной отделки готовых изделий, наиболее популярным из которых является аппретура. Это жидкость на водной или спиртовой основе, в состав которой входят различные пленкообразователи – воск, смолы, полимеры и прочие добавки. Аппретура предназначена для финишного покрытия готовых изделий с целью улучшения их внешнего вида и придания дополнительной защиты поверхности кожи. Существуют различные составы аппретур, но все они предназначены исключительно для гладкой натуральной кожи. Средства этого класса применяются для финишной отделки обуви, а также придания дополнительного лоска галантерейным изделиям и аксессуарам. Для этого обработанная соответствующей аппретурой поверхность обычно подвергается деликатной полировке.

Помимо составов, придающих изделиям глянцевый блеск, существуют и различные аппретуры, применение которых дает матовый эффект. Такие финиши могут быть крайне полезными в случаях, когда необходимо скрыть мелкие дефекты поверхности или нивелировать легкую неравномерность окраски. Зачастую к аппретурам для натуральной кожи причисляют различные защитные пропитки и водоотталкивающие эмульсии на основе воска. Несмотря на то, что их вполне можно считать финишами, к классу аппретур они в большинстве случаев фактически не принадлежат.

К вспомогательным химическим средствам для работы с натуральной кожей можно также отнести различные фиксаторы и закрепители, составы для реставрации поверхности, усилители воздействия и так называемые агенты, предназначенные для подготовки кожевенной продукции к нанесению красителя, лака или защитного полимера. Среди узкоспециализированных средств также встречаются агенты другого типа, применяемые для осветления и отбеливания натуральной кожи определенных видов выделки.
Выбор и применение
Какое бы средство для решения определенного круга своих задач вы ни выбирали, всегда следует помнить о том, что вся химия для натуральной кожи условно подразделяется на бытовую и профессиональную. Средства бытового класса наиболее универсальны, они всегда доступны в широкой продаже, а их применение не требует наличия специальных знаний и навыков. Представители профессиональной группы средств используются в работе мастерами и в большинстве случаев предполагают наличие некоторого опыта и соответствующей подготовки. Стоит отметить, что позиционирование своих продуктов производителями имеет непосредственное влияние на их конечную цену.
И даже если вы нашли свои идеальные средства для производственных или бытовых нужд, не забывайте о том, что современная промышленность и научно-технический прогресс не стоят на месте, и каждый день на рынке появляются малоизвестные пока производители, предлагающие новую интересную химию для натуральной кожи, которую обязательно стоит попробовать.
Узнать о специфике, качестве и способах применения средств кожевенной химии, а также получить ответы на интересующие вас вопросы вы можете на профессиональных форумах, коих достаточно много на просторах сети. Такие площадки для общения корифеев, энтузиастов и любителей кожевенного дела являются неиссякаемым источником опыта, знаний, полезных советов и практических рекомендаций. Немаловажно и то, что именно через профильные форумы вы можете наиболее оперативно заказать и приобрести необходимые вам составы, отсутствующие или труднодоступные в розничной продаже.
Мастер-классы от наших мастеров
Для вас мы собрали уникальные мастер-классы
от кожевников, которые работают с нами
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Полное видео
Полное видео
Полное видео
Полное видео
Полное видео
Часть 1
Часть 2
Полное видео
Made on
Tilda